Бизнес план
Сегодня 21 October

Бизнес-план

Бизнес-план

Бизнес-план представляет собой план запуска и развития проекта с указанием всех аспектов его деятельности, методов его продвижения, условий в которых он будет реализован, а также расчетов, доказывающих его рентабельность. Бизнес-планирование проводится для двух групп пользователей: внешней и внутренней. Внешняя группа — партнеры, инвесторы, кредиторы, которых нужно заинтересовать в сотрудничестве или в прибыльности проекта. Внутрення группа — руководство и персонал предприятия, для которых бизнес-план становится инструментом планирования, управления и ведения деятельности.

 

Типы бизнес-планов

Строение и наполнение документа зависит от того, что такой бизнес-план представляет и для кого, в первую очередь, он составляется, а также — от особенностей конкретного производства или предприятия. В связи с этим определяют несколько типов подобных документов.

1. Инвестиционный. В таком документе приводятся результаты маркетинговых исследований и точные расчеты прибыльности проекта. Он адресован всем, кто готов профинансировать идею или кто хочет принять участие в бизнесе с целью получения прибыли.

2. Тендерный. Документ создается для получения кредита или для участия в тендере. Как и в инвестиционном бизнес-планировании, здесь важно сделать акцент на расчеты и доказать жизнеспособность проекта.

3. Организационный. Документ помогает в организации управления бизнесом и в его развитии. С помощью бизнес-плана разрабатывается методика продаж и маркетинговая стратегия. Такой документ может применяться как для всего предприятия, так и для отдельного его подразделения.

Структура бизнес-планов

Бизнес-план составляется по принятым европейским, международным стандартам или нормам Минфина РФ. Однако его структура может варьироваться. Примерный «каркас» документа, согласно нормам ООН по промышленному развитию, выглядит следующим образом.

1. Описание предприятия и отрасли производства. Сюда включены общие сведения о предприятии, его финансово-экономической деятельности, технических и кадровых ресурсах, а также — результаты анализа отрасли и предложений конкурентов, прогнозы развития конкретного сегмента экономики.

2. Описание производимого продукта или услуги. В разделе говорится о конкурентоспособности продукта и описываются его основные характеристики, а также упоминается об авторских правах или лицензии на него и о гарантийных обязательствах производителя.

3. Маркетинговая политика. Описываются способы и условия сбыта продукции, анализируется ее востребованность, а также планируются способы привлечения клиентов и рекламные методы.

4. Производственный план. Большая часть данного раздела посвящена технологическим процессам производства и оборудованию, которые эти процессы обеспечивает, а также — кадровым ресурсам. Приводятся расчеты затрат на сырье и персонал, обслуживающий оборудование, говорится об объемах производства и рентабельности.

5. Организационный план. Здесь говорится об организации руководства предприятием, методах поощрения и повышения квалификации сотрудников, указывается руководящая группа и приводятся доказательства правового обеспечения проекта.

6. Финансовый план. В него включены затраты на подготовку проекта, его запуск и развитие, налоговые выплаты, рассчитываются поступления от производства, выплаты по кредиту, реальные возможности и сроки для инвесторов и партнеров вернуть деньги с прибылью.

7. Эффективность предприятия. Здесь определяются направленность проекта и признаки эффективности его деятельности, «факторы успеха», а также проводится анализ, насколько бизнес будет чувствительным к возможным изменениям на рынке и в отрасли.

8. Риски и гарантии. В данном разделе упоминаются возможные форс-мажорные обстоятельства, риски, а также описываются гарантийные обязательства перед инвесторами или кредиторами. Целесообразно внести в этот раздел описание обязанностей сторон: реализаторов проекта и его инвесторов.

Стандарты других организаций практически не отличаются от норм ООН. Кроме самого изложения, документ должен включать в себя:

— титульный лист;

— вводную часть или резюме, представляющее собой краткое содержание всего бизнес-плана;

— необходимые приложения, например, маркетинговые исследования, графики экономического развития отрасли, расчеты прибыльности проекта и т. д.

Для внутреннего пользования

Если речь идет о бизнес-планировании внутри предприятия, то можно выбрать свою структуру составления документа и проигнорировать общепринятые стандарты. Главное требование — доступность и ясность изложенного для всех, кому документ адресован. Внутри предприятия бизнес-планом полезно пользоваться для расширения и придания нового направления деятельности, обновления маркетинговой политики, а также в случае реструктуризации предприятия.

Чем детальнее будет бизнес-план, тем легче всему персоналу будет следовать ему. Специалисты рекомендуют заниматься бизнес-планированием ежегодно, расписывая детально каждый месяц деятельности предприятия. Благодаря детальности можно легко подводить итоги и прогнозировать развитие проекта. Краткосрочность — одно из различий между внутренним бизнес-планом и, например, инвестиционным. Инвесторы желают видеть прогнозы на несколько лет вперед, чтобы убедиться в целесообразности своих вложений. «Внешние» бизнес-планы составляются на 3-5 или 10 лет.



Похожие записи
Бизнес-план предприятия
Бизнес-план предприятия
Бизнес-план предприятия — это программа, определяющая осуществление...
Бизнес-план кафе
Бизнес-план кафе
Содержание   Определяемся с направлением...
Бизнес план автомойки
Бизнес план автомойки
Бизнес-план автомойки составляется в зависимости от того, какой тип мойки...
Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция
Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция
Содержание: Как правильно написать бизнес-план: образцы и...


Комментарии
Добавить комментарий