Бизнес-план предприятия
Бизнес-план предприятия — это программа, определяющая осуществление действий по открытию и ведению бизнеса. Документ включает в себя сведения о будущем предприятии и предлагаемых им товарах и услугах, условиях работы предприятия, маркетинге, финансовых вложениях, рисках и прибыли. Идеальный образец бизнес-плана предприятия — тот, который максимально приближен к реальности, включающей и неблагоприятные условия, например, спад производства, снижение продаж и т.д.
На какое время планируем
В зависимости от проекта можно разработать бизнес-план предприятия на один год, на несколько лет или на все время его существования. Если готовится одногодичный документ, то предоставляются расчеты на каждый месяц. Если бизнес-план малого предприятия разрабатывается на 3-5 лет, то за первый год все данные прописываются помесячно, а для остальных лет достаточно ежегодных расчетов. Для инвестиционных проектов часто требуется предоставлять бизнес-планы предприятий, включающие прогнозы на десятилетия деятельности бизнеса, благодаря которым можно сделать анализ и принять решение о целесообразности вложения средств в конкретное производство.
Бизнес-план важен не только на этапе запуска бизнеса. Функции документа не заканчиваются на стадии планирования и инвестирования. Он служит также эффективным инструментом управления уже работающим предприятием и основой для разработки стратегии его деятельности. Его используют также в случаях реструктуризации бизнеса, его совершенствования, в процессе приватизации или при необходимости получения дополнительных внешних инвестиций.
Этапы разработки бизнес-плана
Поскольку главная ценность бизнес-плана предприятия — его реальность и соответствие действительности, его разработке предшествует важный и трудоемкий подготовительный этап. Он включает в себя:
— изучение отрасли и анализ деятельности конкурентов;
— анализ финансово-хозяйственной деятельности производства;
— маркетинговые исследования;
— проведение расчетов с определением сроков гарантированного возврата заемных средств (если предполагается такой способ финансирования проекта);
— разработку альтернативных путей развития бизнеса на основании международных стандартов.
Структура бизнес-плана предприятия
Структура документа и наполнение его разделов информацией зависит от рода деятельности предприятия и от конкретных задач разработчиков. Однако основной каркас бизнес-плана состоит из нескольких пунктов, названия и порядок которых могут варьироваться.
1. Описание предприятия. Указываются:
— место размещения производства;
— направление деятельности;
— мощности;
— ориентировочный рынок сбыта;
— мероприятия по осуществлению задач;
— график развития.
К данному разделу логично приложить результаты маркетинговых исследований, а также краткие прогнозы по возвращению вложенных финансов.
2. Описания товара или услуги. Раздел должен отвечать на вопрос: «Почему это прибыльно?». Здесь нужно сделать акцент на новизне продукта, его уникальности. Если же товар — неуникальный, то целесообразно сравнить его характеристики с характеристиками предложений конкурентов. К данному разделу можно приложить результаты исследований потребительского спроса в конкретной области.
3. План продаж товара. Этот раздел формируется на основе предварительных маркетинговых исследований. Он должен отвечать на вопрос: «Каким образом товар будет продаваться?» В процессе стратегии сбыта продукции необходимо учитывать социальную и возрастную категорию населения, для которой создается продукт, национальные особенности потенциальных покупателей, насыщенность рынка товарами конкурентов, налоговые условия. Также важно предусмотреть возможность потенциального видоизменения продукта в соответствии с возникшими потребностями рынка.
4. Анализ технологических процессов производства. Этот раздел — ответ на вопрос: «Как продукт будет производиться?» Здесь детально анализируются технологии производства и сравниваются с технологиями, выбранными конкурентами. В данном разделе необходимо детально описать производственные мощности предприятия, необходимое оборудование, а также возможность приобретения оснащения (закупка, совместное производство, аренда, собственные разработки).
5. Производственный план. Данный раздел указывает на материально-технические и кадровые ресурсы предприятия, благодаря которым можно обеспечить реализацию производственной программы.
6. Управление предприятием. Здесь описывается схема управления производством и организация менеджмента в случае возможных изменений, вносимых в деятельность предприятия.
7. Финансовый план. Основной для инвесторов раздел документа, отвечающий на вопрос: «Во сколько обойдется проект и как скоро он окупится?» Здесь важно предоставить точные расчеты, связанные с затратами на этапах запуска и развития производства, а также — с возвратом средств.
8. Юридические аспекты. В разделе прописываются права и обязанности сторон и юридические нормы, с которыми связана реализация проекта.